Про вождение, как выбрать инструктора и Автоакадемию

Приветствую вас, дорогие коллеги, постоянные читатели и просто случайные гости! На связи снова Олеся Лазарева.

На этот раз обзор пойдет вовсе не о программировании — ну не всегда же frontend-разработчик занят тем, что пишет код :) Иногда нужно отвлекаться на пищу, сон, общение с семьей и получение полезных для жизни навыков, не связанных с разработкой.

Немного скучного предисловия

Ох ж и зануда ты, Лазарева! Как всегда куча лишней болтовни. А когда по делу?

Выжимка из мыслей читателя заголовка, взятая откуда-то из головного мозга

К моему стыду, я к своим 30 годам еще пешеход. Велосипед в расчет не берется, тем более в этом году я продала своего двухколесного железного коня.

И вовсе не потому, что я такой нищеброд, что не могу себе позволить купить на зарплату программиста даже самую захудалую отечественную «Ладу-Зубило» или бешеную табуретку марки «Ока».  У меня просто нет водительских прав. Раньше, когда я 5 лет работала в ИКЕА и жила через дорогу от работы, в машине необходимости не было: на работу я ходила пешком, а за продуктами в выходные ездила на велосипеде либо общественном транспорте.

Сейчас ситуация изменилась: я работаю не рядом с домом, жить я собираюсь за городом (уж простите, не прельщает меня житье в городской квартире) да еще необходимо будет заниматься документами, чтобы оформить которые мне нужно ездить в Верхний Услон за 40 километров от Казани.

Старый-старый анекдот с бородой про то, как нужно мечтать и ставить цели

Так вот, чтобы не получилось, как в старом анекдоте, подала на курсы вождения. Знаете анекдот?

Один старый человек 40 лет каждый день ходил молиться в церковь, ставил свечки, целовал всех святых и просил у бога, чтобы выиграть миллион в лотерею. Ангелам все это в один момент надоело и они спросили у бога:

— Почему ты не поможешь этому бедолаге и не дашь ему выиграть? Он ведь уже 40 лет сюда ходит, житья от него нет, всех замучил своей просьбой.

— Я бы рад помочь, но пусть хотя бы купит лотерейный билет.

Ну так вот: мало хотеть машину, нужно хотя бы для начала пошевелить... Клавиатурой, господа, клавиатурой! А вы о чем подумали? Чтобы получить водительские права, открываем поисковик и начинаем искать автошколу. Тем более за езду без прав налагается административная ответственность, а на собственника ТС штраф в размере 30 000 рублей.

3 способа, как выбрать автошколу

Способ первый. Простой. Подать документы в автошколу, которая находится рядом с домом. Сейчас у нас в Казани автошкол как грязи (по неофициальным данным — 94 учебных заведения на весь город). И хороших, и плохих. Разброс по ценам тоже самый разный: в РОСТО ДОСААФ на улице П. Лумумбы, 4 за 56 часов вождения на механической коробке передач (МКПП) — 25 000 рублей за курс 4 месяца, в школе; где учусь я — 27 000 рублей за курс с 56 часами вождения на МКПП; и в любой другой от 26 000 до 34 000 рублей — в зависимости от наворотов и степени жадности самой автошколы. Плюс такого способа в том, что в не будете тратить много времени, чтобы добраться туда после работы, а оттуда после занятий (вечерняя группа обычно заканчивает занятия по теории в 21.00-21.30, а зимой поздно вечером топтаться на остановке, когда уже темно, как-то не очень). Автошкола рядом с домом хорошо, если вы собрались учиться в группе выходного дня: встали, оделись, пошли на занятия. Минусы — школы бывают хорошие и не очень, поэтому никто не знает, какая именно окажется рядом с вашим домом.

Способ второй. Экономный. Как я уже говорила, выбор сейчас автошкол в Казани огромный и разброс по ценам держится в районе 25 000 — 28 000 рублей. Количество часов вождения для курсанта на категорию В на машине с МКПП, которых достаточно для допуска экзамена в ГИБДД, идет стандартно 56 академических часов (на коробке-автомате вы должны отъездить 54 часа). Плюс — недорогая автошкола может оказаться рядом с домом. Но если у вас будет выбор между двумя равнозначными по качеству преподавания автошколами, берите в расчет свое время, а не деньги, потому что разница в цене у большинства автошкол всего лишь в 2 000 — 3 000 рублей за одинаковое количество часов вождения. Иногда организаторы за вот эти дополнительные 2-3 тысячи просто часов теории чуть побольше дают и учебных пособий, что качается без проблем из интернета. Например, билеты для тренировки ПДД 2016—2017 по новым билетам auto-russia.ru или бесплатный онлайн-экзамен на pddlife.com

Способ третий. Придирчивый. Для мозгоклюев вроде меня, которым нужно все изучить, почитать, посчитать, сравнить рейтинги. Я выбирала свою автошколу по официальному рейтингу на сайте Управления ГИБДД МВД по РТ gibdd.tatarstan.ru (для каждого региона России есть свой сайт, поэтому смотрите рейтинг именно для своего субъекта).

автошколы гибдд мвд татарстан

Здесь вам понадобится ссылка «Рейтинг автошкол», который ведется ГИБДД по проценту выпускников автошкол, сдавших экзамен с первого раза. Почему-то принято, что качество образования и квалификация преподавателей оценивается по статистике сдачи экзамена с первого раза, то есть здесь есть графа отдельно показатель % сдачи теоретического экзамена и % сдачи практического. На основании этого ГИБДД выставляет оценку качества подготовки и мучает проверками те учебные центры, которые попадают в Топ.

И еще 3 фишки, как выбирать автошколу и время для занятий

Ну а так как я отношусь к числу людей, которых хлебом не корми, а дай поанализировать и поивыскивать как блох отзывы и рейтинги в интернете, то естественно выбирала себе автошколу из рейтинга ГИБДД Татарстан за 2016 год (я пошла на курсы в феврале). Кому интересно узнать прямо сейчас, посмотрите у них на сайте. Нажмите на ссылку «Рейтинг автошкол 12 месяцев 2016 г.», документ скачается в формате Excel. Рейтинг автошкол за 12 месяцев 2016 г.Первая автошкола, которая относится к городу Казани, будет моя. Нелюбопытные могут послушать дальше, почему мной выбирался именно конкретный период обучения и именно эта школа.

Почему лучше выбирать для начала учебы зиму и весну?

Для начала почему начала учиться в феврале зимой? Во-первых, чтобы не сдавать экзамен на вождение и не учиться ездить по городу в то время года, когда темнеет рано и на улице слякоть — когда покрытие влажное ездить тяжело (за 2 года за рулем велосипеда успела почувствовать разницу езды в разную погоду, а на ногах остались шрамы на память от гостеприимных ям и бордюров). Обучение длится 4 месяца, в слякотный февраль и март наша группа сидела в автоклассе на теоретических занятиях, а сели за руль на площадке в апреле, когда дороги в Казани были уже сухие.

Во-вторых, экзамен нашей группы попадает на 7 июня, когда еще не так жарко, половина людей уже едет на дачу, в отпуска и город не так сильно загружен. Не знаю, как в других городах, но в Казани зимой и в непогоду жуткие пробки.

В-третьих, в июне дорожники уже наносят всю разметку, поэтому если вы не ловили мух на лекциях по ПДД и удосужились позаниматься дома с тестированием на билетах онлайн или из приложения, то разметка подскажет, как двигаться в потоке.

А теперь раскрываю карты, не буду совсем вас мучить — я пошла учиться в автошколу АВТОАКАДЕМИЯ на ул. Ак. Губкина, дом 30 В. Они как раз первые в рейтинге автошкол города Казани. Оценка качества подготовки — 8,16. Автопарк — все иномарки младше 2013-14 года выпуска. Ну и совсем причина из разряда «сплетни нашего двора», которой со мной мои коллеги поделились (они уже больше 3-х лет за рулем) — автошколы с высоким рейтингом обычно резервируют в день сдачи экзамена определенное время для сдающей группы и вы встаете в очередь только с собственными одногруппниками. Следовательно, ждете в управлении меньше. Правда или нет, узнаем на экзамене в июне.




Теоретическая подготовка и преподаватель

У нашей группы теорию преподает Югов Андрей Валерьевич — очень интересный, харизматичный полковник. Если верить поисковику, он и сейчас является начальником кафедры «Технического обеспечения РХБ защиты» в КНИТУ. Офицер с высшим военным образованием. У Андрея Валерьевича просто блестящий талант объяснять сложные вещи простым языком да еще и с юмором. На него можно найти немало хороших отзывов на auto016.ru, которые оставили его прошлые курсанты. Кто-кто, а он никогда жалеет времени, чтобы разобрать с нами вопросы либо до занятий, либо после.

Однажды я чуть было не решила, что опоздала на лекцию, или ее перенесли, а я по какой-то причине это сообщение прохлопала. Прихожу в 17.40 в автокласс (занятия по расписанию в 18.00), смотрю — сидит половина моей группы, а Андрей Валерьевич уже что-то объясняет. Я тихонечко села и начала слушать. Как оказалось, преподаватель просто подошел пораньше и выделил время на разбор вне лекции. Сейчас уже группа села за руль, кто-то уже начал выезжать с площадки в город, поэтому вопросов, естественно, много. Надо отдать Андрею Валерьевичу должное — справляется с нами, несмотря на то, что группа больше 20 человек, а он один на нас всех.

Про инструктора и как его выбрать

Но даже в автошколах с высшим рейтингом как всегда не место красит человека, а человек место. Да, господа, именно человеческий фактор. Сейчас объясню, почему.

С преподавателем по теоретической подготовке вы видитесь 1 раз в неделю на лекции, общение происходит на расстоянии и со всей группой. На практических занятиях ситуация меняется: общение между курсантом и преподавателем, как бы поточнее сказать, уже более тесное.

Как бы объяснить попроще...

Приведу пример на отношениях между парнем и девушкой, чтобы всем было понятно. Допустим, встречаетесь вы с парнем или девушкой — ходите на свидания, проводите вместе выходные и даже ездите вместе на отдых. По сути общение неглубокое, каждый живет в родительской семье — следовательно претензий друг к другу почти никаких, так как вас совместная деятельность вместе не связывает. (Это лекции по теоретической подготовке).

А попробуйте начать жить вместе. Контакт между партнерами более тесный, где-то необходимо отстаивать собственные интересы, где-то уступать, а где-то идти на компромисс. Поэтому насколько лучше у людей получится суметь договориться, тем эффективнее пара сможет вместе решать задачи (быт, родственники, дети, имущество и др.). И даже бывают ссоры.

А если перенести на обучение вождению - цель это сдача экзамена в ГИБДД с первого раза. Пусть даже на 4 часа в неделю, но вы остаетесь с этим человеком один на один да еще связанным одной деятельностью, имуществом и ответственностью по нему (да-да, не удивляйтесь — как курсант в случае ДТП вы тоже несете ответственность по всем статьям закона, как и инструктор). Часто бывает, что от инструктора зависит ваша жизнь и безопасность на дороге — кому не верится, попробуйте сесть за руль в час-пик в Казани. Будете молиться всем богам, которых только знаете.

Отзывы на автошколы, инструкторов и сплетни нашего городка

В перерывах между занятиями мы с одногруппниками обычно собираемся около кулера поговорить и поделиться впечатлениями. Как раз сейчас все сели за руль на площадке и впечатлений масса. Как оказалось, не всем повезло с инструктором как мне (именуются преподаватели, конечно, официально — мастер производственного обучения). Кто-кто, а я-то своего Сергея Александровича ни за какие коврижки не отдам и не поменяю. Он меня как преподаватель устраивает.

Двое ребят из моей группы пожаловались на то, что их «бросили как котенка в море».  Другой знакомый парень, который учится в соседней автошколе поделился, что инструктор его «поддержал» морально — ляпнул что-то такое, что у парнишки просто все дальнейшее желание учиться пропало, и он захотел сменить мастера. Открываем отзывы на другие автошколы, читаем — ситуация примерно та же. В любом потоке и у любой автошколы находится 1-2 курсанта, которые по какой-то причине «не сошлись характером» со своим преподавателем — и это нормально.

Итак, о моем мастере производственного обучения. Немного предыстории. Я с Сергеем Александровичем познакомилась почти случайно: сначала автошкола «выделила» для меня  учебный автомобиль Renault Sandero и другого инструктора (кажется Дмитрий Александрович). А я собираюсь брать себе Daewoo Nexia, поэтому попросила автомобиль схожей комплектации. В итоге здесь я все равно промахнулась, так как Daewoo Gentra собрана на базе Chevrolet Lacetti, хотя тоже переднеприводная с двигателем 1.5. Но машинка для меня-новичка вполне себе комфортная. Тогда при распределении мне заодно сменили и мастера. Вечером дома я загуглила о своем инструкторе по вождению.

Флёнов Сергей Александрович

Зовут Флёнов Сергей Александрович. Качество подготовки курсантов в 2013 году — 90,5%, на 2016 год — 90,5% теоретическая часть. Участвовал в конкурсах «Лучший преподаватель-2013» (3-е место) как преподаватель по теоретической подготовке среди автошкол Татарстана. А как человек — очень спокойный, веселый и доброжелательный. Судя по участию в конкурсах, преподает уже не первый год, потому что к номинации допускаются преподаватели, которые уже показали определенные результаты по выпускникам, а на это нужно время.

Мы с ним откатали 3 занятия на площадке, притом одно из них попало на 7 вечера, когда в апреле еще сумерки, а потом становится темно. Естественно, вечером я тряслась как осиновый лист — шутка ли, второй раз за рулем, темно, габариты машины не чувствую, руль еще даже нормально держать не умею. Выполняем змейку, конусов не видно, а прямо за змейкой шикарная лужа. Я такая говорю: «Сергей Александрович, я ж тут сейчас умру от страха».  А он мне: «Не надо умирать. Вы тут сейчас умрете от страха, а кто-то потом от смеха. Поехали дальше, если что — подрулю».

6 рекомендаций новичкам при выборе инструктора на практическое обучение

В общем, не думаю, что я в ближайшее время буду менять мастера, а вот некоторым знакомым скорее всего придется. Чтобы не оказаться в их ситуации, совет новичкам:

  1. Не поленитесь поинтересоваться, кто ваш инструктор (мастер производственного обучения) по вождению. В карточке курсанта или индивидуальной книжке учета обучению указывается фамилия, имя и отчество преподавателя. Эта информация доступна еще на этапе распределения, когда вы можете выбрать и машину, и преподавателя.
  2. Узнать подробно и бесплатно можно в поисковике. Вводите фамилию, имя, отчество инструктора, название автошколы. Обычно поисковик выдает профиль из соцсетей, названия конкурсов, где участвовал ваш инструктор. Зачастую профессиональная активность идет только в плюс качеству преподавания.
  3. Почитайте отзывы в интернете, поинтересуйтесь у знакомых, которые заканчивали эту автошколу. Как правило, личные рекомендации чего-то стоят. Поэтому даже если попадете в сложные погодные условия на площадке, опытный преподаватель поможет справиться с ситуацией и подскажет, как лучше поступить.
  4. То, что у новичка не всегда всё получается и трясутся руки — это нормально. Поэтому если преподаватель обладает определенными человеческими качествами, то он помогает справиться в тот момент, когда начинает падать мотивация. Однако об этом вы не узнаете, пока с ним не пообщаетесь. Профессиональные навыки — это профессиональные навыки, а личное общение никто не отменял.
  5. Если вы по какой-то причине спустя время понимаете, что не можете найти контакт с вашим преподавателем (да, такое тоже бывает — человеческий фактор, все мы люди и с кем-то ладим, с кем-то нет) пусть даже он трижды профессионал, спокойно без шума и скандала попросите его поменять. В автошколах это допустимо и ничего зазорного в этом нет — только сбережете и свои, и преподавателя нервы.
  6. После сдачи экзамена не поленитесь оставить рекомендацию у себя в соцсетях или на auto016.ru (для Республики Татарстан). Помогите другим найти хорошего преподавателя.

Желаю вам удачного дня и хорошего настроения. До встречи в следующих статьях и обзорах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *